«Даже если не брать во внимание самые передовые решения, то явно отмечается тенденция повсеместного применения цифровых технологий в общественном транспорте. Самое необходимое для удобства пассажиров - бесконтактная оплата проезда банковской картой - есть в подавляющем количестве регионов, - поделилась с «ФедералПресс» директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова. - Говоря о более сложных технологиях - они сейчас находятся на стадии внедрения в крупнейших городах. Один из передовых регионов, который успешно применяет различные цифровые инструменты на городском транспорте, - Нижегородская область, которая буквально в октябре запустила одно из самых современных решений - безбарьерную систему оплаты на транспорте на основе геолокации. Технология разрабатывалась в ходе НИОКР Минтранса России, который в последующем предложил регионам России внедрить ее себя. По данным компании «Датапакс», технология начала внедряться в Тверской и Ярославской областях. Сейчас она внедряется и масштабируется сразу в нескольких регионах - Татарстане, Удмуртии, Нижегородской области, готовится к тестированию в Санкт-Петербурге. Похожие технологии реализуются в Перми, Смоленске, Калуге и Великом Новгороде, но уже другими поставщиками решений».
\nТакже, по ее словам, крайне широкий спрос у регионов на системы информирования о движении городского транспорта, которые позволяют пассажирам оптимизировать время своих поездок. Согласно информации АО «ГЛОНАСС», которую привела Полина Давыдова, данные от федеральной платформы мониторинга транспорта на основе госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС» широко используются в Вологодской, Новгородской, Калининградской, Амурской и, опять-таки, в Нижегородской областях.
\n«ФедералПресс» направил запросы в регионы.
\nПо информации ГУП «Пассажиравтотранс», в Петербурге бесконтактная оплата появилась еще в 2017 году, с 2018-го пассажиры стали удаленно пополнять электронный билет «Подорожник», помимо этого, с 2019-го салоны автобусов оснастили usb-зарядками, видеонаблюдением и интеллектуальной системой помощи водителю, снижающей риск возникновения ДТП. С 2016 года в рамках «Культурного маршрута» в автобусах работает аудиогид, рассказывающий горожанам и гостям на русском и английском языках об истории Санкт-Петербурга через бесплатное приложение, устанавливаемое с помощью размещенных в салонах QR-кодов.
\nПрограммно-аппаратные комплексы бортового оборудования с камерами подсчета пассажиров на основе видеоаналитики, видеофиксации и видеорегистрации, а также стационарные терминалы для безналичной оплаты проезда с помощью банковских, транспортных, дуальных карт, виртуальных QR-билетов, абонементов и проездных, внедряются на пассажирском транспорте Ленинградской области. В региональном правительстве «ФедералПресс» сообщили, что в 2024 году в развитие информсистем в сфере городского общественного транспорта было инвестировано около 70 млн рублей. В 2025 году планируется внедрить мобильные пассажирские сервисы оперативного информирования, построения поездок, оплаты разовых и многоразовых билетов на маршрутах, связывающих Ленобласть и Петербург.
\nВ автобусах Ижевска бесконтактная оплата проезда появилась в 2023-м, а в этом году пассажиры получили возможность оплачивать поездку еще и с помощью системы геопозиционирования (open loop) через новую функцию в приложении «Удмуртия Транспорт».
\nВведены современные способы оплаты проезда через транспортные и банковские карты, мобильное приложение и посредством QR-кода в рамках «Таганрогского трамвая» и «Ростовского трамвая» - концессионных проектов по созданию новой и модернизации имеющейся трамвайной инфраструктуры, которые в Ростовской области реализует компания «Синара».
\nВ министерстве автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области «ФедералПресс» тоже указали на возможность бесконтактной оплаты проезда банковскими и транспортными картами, а также при помощи мобильных приложений. По словам замминистра Екатерины Юдиной, в рамках программы дальнейшего развития «городских поездов» силами Юго-Восточной железной дороги в 2025 году планируется построить дополнительные остановочные платформы по направлениям движения городских поездов в Тамбовской агломерации, а администрации Тамбова и Тамбовского муниципального округа обустроят подходы и при необходимости подъезды к этим платформам. Все это повысит городскую мобильность.
\nВ правительстве Ярославской области «ФедералПресс» рассказали, что запущенные в рамках модернизации общественного транспорта новые автобусы с системами видео- и климат-контроля, информационными табло и валидаторами обслуживают маршруты в Ярославле и Ярославском районе, а также в Рыбинске. В автобусах с номерами от 1 до 99 включительно карту нужно приложить на входе, а в тех, где нумерация от 100 и выше, а также в электротранспорте - еще и на выходе для фиксации окончания поездки. Также местные жители оплачивают поездки через QR-код на наклейках, размещенных внутри автобуса, с использованием мобильного приложения «Ярославская область. Транспорт», а также с помощью Bluetooth. При открытии мобильного приложения с учетом обязательной активации геолокации и Bluetooth специальные датчики идентифицируют смартфон пассажира и отправляют на него уведомление для подтверждения оплаты проезда. В нем же пассажиры могут узнать расписание автобусных маршрутов и увидеть на карте местоположение и движение транспортных средств. Предусмотрен режим для слабовидящих - контрастные экраны с крупным шрифтом. Кроме того, в рамках федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», в который Ярославская область попала в числе 10 субъектов РФ, в 2025 году в Ярославле запустят современные трамваи с цифровизацией ключевых процессов: системой климат-контроля, медиапанелями, валидаторами, USB-разъемами для зарядки гаджетов. В город уже прибыли 27 из 47 новых трамваев. В дополнение к ним до конца 2025 года здесь по примеру Москвы установят около 50 «умных» трамвайных остановок, оснащенных камерами видеонаблюдения, зарядными устройствами и информпанелями - их монтаж начался в сентябре текущего года.
\nПроект модернизации городского наземного электротранспорта и объектов транспортной инфраструктуры в рамках соответствующей федеральной программы до 2030 года в Рязанской области тоже предполагает обновление автобусного и троллейбусного парков. Как сообщили «ФедералПресс» в Минтранспорта и автодорог региона, в 2022 году за счет дотаций из федерального бюджета и субсидий из резервного фонда правительства РФ было приобретено 20 новых троллейбусов, в 2023-м - 39 автобусов большого класса на газомоторном топливе (ГМТ) в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) и еще 25 - за счет средств специального казначейского кредита, а также 5 троллейбусов, покупку которых оплатили из средств облбюджета в рамках программы «Дорожное хозяйство и транспорт». В 2024 году благодаря фонду национального благосостояния в регионе появились 20 автобусов большого класса на дизтопливе, а в рамках БКД - еще 8 на ГМТ. В текущем году ожидается покупка 5 троллейбусов с автономным ходом. Ориентироваться в расписании движения общественного транспорта жителям Рязани помогают 109 динамических информтабло, установленных на остановках. Местным жителям также доступен сервис «Единая цифровая карта жителя Рязанской области» для безналичной оплаты проезда на всех регулярных пассажирских маршрутах.
\nВозможность безналичной оплаты проезда скоро должна появиться в Томской области, где, по сообщению регионального департамента транспорта, дорожной деятельности и связи, уже проведены необходимые конкурсные процедуры и теперь внедряется соответствующая система.
\nВ рамках двух федеральных программ, направленных на обновление подвижного состава, в 2022-2024 годах для двух городских округов Калуга и Обнинск приобретено 257 единиц низкопольных, оборудованных климатическими системами, информационными табло, системой автоматизированной оплаты проезда автобусов среднего и большого класса, сообщила «ФедералПресс» замминистра транспорта Калужской области Любовь Алмазова. USB розетками для мобильных устройств оснащены 135 единиц автобусов. На 1 сентября 2024 года в Калуге функционировало 13 «умных» остановок. Все маршрутные транспортные средства подключены к единой региональной информационной системе Транспорт.40». В Обнинске для отслеживания движения общественного транспорта в реальном времени работает приложение «ТОК».
\nВ Тульской области к системе бескондукторной оплаты проезда уже подключилась 31 транспортная компания. По сообщению министерства транспорта и дорожного хозяйства региона, в том числе, в областном центре терминалы установлены на всех единицах транспорта - это 96 трамваев, 77 троллейбусов и 154 автобуса. 100 % новых транспортных средств, приобретенных на сегодняшний день регионом, оборудованы системами кондиционирования, более 95 % - видеонаблюдения с функцией записи. На тульских остановках размещено 45 электронных табло, планируется приобрести еще 25. С внедрением региональной навигационно-информационной системы, позволяющей в любой момент посмотреть отчетность по регулярности перевозок и нарушениям скоростного режима, средняя регулярность по льготным маршрутам в области превысила 99 %.
\nЛипецкая область входит в десятку регионов России, в которых реализуется программа комплексного развития городского электрического транспорта. Она стартовала в конце 2022 года в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «Безопасные качественные дороги» при поддержке средств федерального бюджета. Как рассказали «ФедералПресс» в областном управлении дорог и транспорта, для Липецка закуплено 10 электробусов и построены 3 ультрабыстрые зарядные станции с выделением для этого из федерального бюджета 509,15 млн рублей, обновляются трамвайный парк и депо, реконструируются имеющиеся и укладываются новые трамвайные пути. Проект реализуется на условиях ГЧП с 20-летней концессией, привлечением частного инвестора и денег госкорпорации развития «ВЭБ.РФ». Общий объем капзатрат по концессионному соглашению составляет 13,8 млрд рублей, размер капитального гранта - 4,15 млрд рублей, в том числе 3,94 млрд рублей - это средства федерального бюджета.
\nЛипецкая область - одна из первых субъектов РФ, внедривших автоматизированную систему безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на транспорте общего пользования. Система функционирует в регионе с июля 2017 года и охватывает все муниципальные образования.
Уровень оснащенности системами безналичной оплаты проезда пассажирского транспорта в регионе составляет 100 %. В 2021 году за счет внебюджетных средств оператора системы ООО «ОТС Липецк» здесь было заменено терминальное оборудование на новое с расширенным перечнем электронных платежных средств - оплату проезда на всем подвижном составе общественного транспорта региона можно осуществить не только транспортной, но и банковской картой, а также мобильным телефоном с помощью технологии NFC, кроме того, был упрощен процесс пополнения транспортных карт.
По сообщению областного управления дорог и транспорта, показатель «цифровой зрелости» в отрасли в регионе поддерживают система спутникового мониторинга транспорта ГЛОНАСС/GPS, на базе которой функционирует программно-аппаратный комплекс автоматизированной навигационной системы управления пассажирским транспортом, программное обеспечение АИС УНПТ, интегрированное с приложением «Яндекс.Карты» для информирования пассажиров о движении транспорта в режиме реального времени и аналогичная им система диспетчерского управления и контроля за движением «ШТРИХ-М».
Таким образом, на сегодняшний день к системе диспетчерского управления пассажирским транспортом присоединен практически весь пассажирский транспорт общего пользования региона - 97,6 %.
Сегодня Липецк может похвастаться еще и наличием двух «умных» остановок - они появились в 2022 и 2023 годах на площади Плеханова и улице 50 лет НЛМК и укомплектованы полным «цифровым» пакетом: камерами видеонаблюдения, USB-портами для зарядки гаджетов, системой подогрева сидений, точкой доступа Wi-Fi, внешним экраном с видео об областном центре, внутренним экраном с расписанием автобусов, интерактивной медиапанелью с туристическими путями, городскими новостями, прогнозом погоды, информацией о главных достопримечательностях города, кнопкой вызова экстренных служб «112» с аудио- и видеосвязью.
В Челябинской области высокотехнологичные проекты на транспорте реализуются по нескольким направлениям. В числе ключевых в министерстве дорожного хозяйства и транспорта региона «ФедералПресс» назвали внедрение интеллектуальной транспортной системы, через которую контролируется соблюдение графика, запуск современных низкопольных трамваев и троллейбусов с валидаторами, датчиками пассажиропотока, USB-розетками, кондиционерами, видеонаблюдением и Wi-Fi (только до конца 2024 года количество новых трамвайных вагонов в Челябинске увеличится на 56 до более чем 200 единиц, что станет лучшим показателем в стране среди нестоличных городов), а также введение до конца 2025 года на большей части маршрутов регулируемого тарифа и безналичной оплаты проезда (работа по созданию мобильного приложения для оплаты не только транспортной картой, но и телефоном, уже началась).
Валидаторами, позволяющими оплачивать проезд банковской картой и картой льготного проезда, до конца 2024 года должны быть оснащены и все автобусы межмуниципального сообщения и в Тюменской области, сообщили «ФедералПресс» в главном управлении строительства этого региона. Здесь уже работают модули управления движением общественного транспорта для контроля за расписаниями и маршрутами. В отдельных муниципалитетах региона внедряются технологии «умных» остановок, на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения они будут уставлены после решения проблемы с сохранностью и качеством работы оборудования в отдаленных территориях.
В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия в ответ на запрос «ФедералПресс» тоже рассказали о внедрении с 2023 года навигационно-информационной системы «Умный транспорт» и инновациях для городского и регионального транспорта, которые осуществляет ГАУ РХ «ЦИНТ Хакасии».
А в департаменте дорожного хозяйства и транспорта Ханты-мансийского автономного округа - Югры (ХМАО-Югра) сообщили, что внедрение искусственного интеллекта и нейросетей для организации и контроля движения общественного транспорта в регионе не осуществляется, а вот установка «умных» остановочных комплексов осуществляется администрациями муниципалитетов за счет средств соответствующих муниципальных программ.
В Свердловской области внедрение инновационных технологий происходит вместе с обновлением подвижного состава. При закупке новых автобусов в требованиях сразу указывается необходимая электронная «начинка», сообщили «ФедералПресс» в областном Минтранспорта и дорожного хозяйства. Так, в 2023 году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» были приобретены 299 автобусов, соответствующих всем цифровым требованиям. В общей сложности на эти цели было направлено около 2 млрд рублей, в том числе 1,5 млрд рублей специального казначейского кредита. На федеральные средства был обновлен автобусный парк в 15 муниципалитетах, в том числе малых, где теперь эксплуатируется полностью новый подвижной состав - например, в Талице. Доля автобусов, оснащенных системами безналичной оплаты проезда, в целом по региону на сегодня составляет 75 %. Столько же автобусов отображается в картографических сервисах для слежения за их движением в режиме онлайн. Доля автобусов, оснащенных системами видеонаблюдения салонов с функцией записи, соответствующих требованиям о защите персональных данных, уже достигло 80 %. А к 2030 году все эти показатели должны составить 100 %. В настоящее время в сфере пассажирского транспорта Свердловской области продолжаются работы по совершенствованию системы безналичной оплаты проезда. Внедряется оплата проезда с использованием электронных средств платежа, включая бесконтактные банковские карты национальной платежной системы МИР (в том числе MirPay), Visa, MasterCard; с использованием Единой социальной карты Свердловской области «Уралочка», в том числе с использованием транспортного приложения. В метрополитене города Екатеринбурга оплатить проезд можно при помощи Face ID. А скоро смогут использовать для этого геолокацию смартфона, при котором не требуется использование терминалов оплаты.
Для Оренбурга в 2022-2024 годах администрацией города было закуплено 192 современных городских автобуса на газомоторном топливе марки «ЛиАЗ» и «НеФАЗ» с бескондукторной системой оплаты проезда. По информации горуправления пассажирского транспорта, установленные в них валидаторы принимают транспортные и банковские карты, увеличенные дверные проемы обеспечивают удобство входа и выхода пассажиров, доступность для маломобильных людей обеспечивается низким уровнем входа без ступеней, просторными накопительными площадками с поясничными упорами, кнопками связи с водителем. Водители имеют возможность наблюдать за тем, что происходит в салонах и снаружи, посредством систем видеонаблюдения. Автобусы оснащены адаптивным освещением, датчиками дождя, электронной бортовой системой постоянного мониторинга работы транспортного средства, USB-портами для зарядки мобильных телефонов, климатической системой «тепло/холод». В Оренбурге для отслеживания автобусов общественного транспорта используются «Яндекс карты», с помощью которых можно увидеть местонахождение автобуса и рассчитать примерное время его прибытия до интересующей остановки. В данном онлайн-сервисе используются элементы региональной навигационной информационной системы, разработанной министерством цифрового развития и связи Оренбургской области.
На муниципальных маршрутах столицы Республика Башкортостан Уфы для оплаты проезда применяется карта «Алга», позволяющая осуществить бесплатные пересадки в течение одного часа по акции «Счастливый час», стоимость проезда при этом на 17 % дешевле. Как и во многих регионах, здесь тоже можно отследить движение транспортных средств, следующих по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, в онлайн режиме, сообщили в пресс-службу администрации Уфы.
В общественном транспорте Кирова возможна оплата проезда банковской картой, транспортной (электронной картой), с помощью системы быстрых платежей с использованием QR-кодов и NFC-меток, а также за наличные денежные средства. Данные виды оплат реализуются при помощи программного обеспечения ООО «Удобный маршрут».
Оборудование общественного транспорта системами видеонаблюдения произведено за счет средств компаний-перевозчиков. В 2025 году МБУ «Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта» («ЦДС ГПТ») планирует начать внедрение бескондукторной системы оплаты проезда и системы учета пассажиропотока. В связи с этим с компаниями-перевозчиками обсуждается возможность применения современных методов оплаты проезда, в частности, по геолокации смартфона пассажира. Для этого изучается опыт других регионов. Закупать для города планируется, прежде всего, низкопольные автобусы, работающие на газомоторном топливе.
Для удобства пассажиров действуют Яндекс-карты и интерактивная онлайн-карта с указанием движения автобусов и троллейбусов всех маршрутов, а также информационные электронные табло на остановках общественного транспорта с наибольшим пассажиропотоком. В планах МБУ «ЦДС ГПТ» расширение точек информирования, оборудование их голосовым дублированием оповещения.
Источник: http://kaliningrad.bezformata.com/listnews/transporta/138932177/