Целевой показатель исполнения программы – количество перевезенных пассажиров. Предполагается, что в 2025 году оно достигнет 240,9 млн человек, в 2026-м – 243,1 млн человек, а в последующую трехлетку сохранится на этом уровне. Для сравнения: по итогам 2023 года общественный транспорт Перми перевез 233,8 млн пассажиров, за первое полугодие 2024 года – 118,4 млн.
Кроме того, в программе закреплена задача по снижению расхождения между количеством оплат и данных с датчиков пассажиропотока о вошедших в транспорт пассажирах: с нынешних 21% до 19% в 2025 году, а затем постепенно до 16%.
В департаменте транспорта отмечают, что «настоящих» безбилетников меньше, чем получается при сравнении числа оплат с данными датчиков пассажиропотока на входе в транспорт. В ведомстве поясняют, что расхождение в 21% возникает, в том числе, за счет детей до семи лет, для которых проезд бесплатный; тех, кто купил проездной, но не приложил его к валидатору; пассажиров, которые выходят из салона, чтобы пропустить других, и тут же возвращаются и т. д. По оценке департамента, «зайцев» в транспорте в итоге 10-11%. Но значение это примерное и в муниципальной программе не фигурирует. А власти не снимают с себя задачу по повышению платежной дисциплины.
Для этого разработан ряд мероприятий, который не ограничивается усилением работы контрольно-ревизорской службы в борьбе с безбилетниками. Штрафы (кстати, их число растет, и за январь-сентябрь текущего года с нарушителей взыскано более 13 млн рублей) – только одна из мер воздействия на поведение пассажиров.
Другие направления – популяризация проездных (например, депутаты Пермской городской Думы утвердили снижение с 1 ноября стоимости проездного для учащихся 5-11-х классов), увеличение количества валидаторов в салонах и повышение надежности их работы. Внедряются новые функции оплаты, в том числе – через Bluetooth с помощью приложения «Транспортная карта Пермь». Эта технология позволяет спокойно занять место в салоне и, не покидая его, приобрести билет. Отдельный блок – мероприятия, связанные со снижением загруженности транспорта. Теснота тоже учитывается как фактор, который может мешать оплате проезда. Наконец, в этот комплекс задач входит и информирование о важности добросовестной оплаты для развития маршрутной сети и повышения качества обслуживания.
«Проблема безбилетников актуальна, особенно в свете того, что городской транспорт – дотационная отрасль: из бюджета Перми ежегодно выделяется 1,3-1,4 млрд рублей на покрытие разницы между расходами на работу транспорта и доходами от платы за проезд. Получается, что за безбилетников (по некоторым оценкам, «зайцем» ездит каждый пятый) платят все горожане. Ведь если бы все 100% пассажиров добросовестно оплачивали проезд, сумму дотаций можно было существенно снизить, а освободившиеся средства направить на более полезные для города цели», – подчеркивает депутат Пермской городской Думы Николай Булатов.
«Как показывает обширная практика, в решении любой социальной проблемы нужно использовать как «кнут», так и «пряник». В данном случае наряду с ужесточением контроля оплаты проезда, составлением протоколов на безбилетников и повышением сумм штрафа необходимо постоянно работать над повышением привлекательности пассажирского транспорта в целом. Напомню, что Пермь – один из самых протяженных городов в России, и связанность его районов, скорость и комфорт при перемещении «из точки А в точку Б» для жителей будут актуальны всегда. И, конечно, нужно продолжать работу над гибким ценообразованием для пассажиров (тарифы на проездные для разных категорий, удобство оплаты проезда и т.д.)», – рассуждает он.
Основой транспортной системы станет транспорт высокой провозной способности – трамваи и автобусы особо большого класса. Корректировки маршрутной сети и запуск автобусов «с гармошкой» нацелены на равномерное распределение ресурсов между районами и увеличение провозной способности там, где сейчас наблюдается высокая загрузка маршрутов. Предполагается, что ряд маршрутов изменят путь следования, чтобы охватить новые территории и повысить транспортную доступность. По предварительным оценкам, наибольший эффект от планируемых в 2025 году нововведений ощутят жители правобережной части города и Орджоникидзевского района.
В муниципальной программе корректировки маршрутной сети, планы по изменению количества рейсов и путей следования суммированы и выражены в показателе «Объем транспортной работы». Предполагается, что в 2025 году он составит 56,7 млн км, в 2026-м – 55,7 млн км, а в 2027-2029 годах будет на уровне 54,1 млн км.
Как пояснили в профильном департаменте, плановый объем транспортной работы снижен в связи с грядущим увеличением доли перевозок транспортом особо большой вместимости – трамвайной сетью и автобусами-«гармошками». При этом, несмотря на снижение объема транспортной работы, провозная способность маршрутной сети будет больше, чем сейчас.
В Перми реализуется комплекс мероприятий по модернизации электротранспорта в рамках концессионного соглашения с компанией «Мовиста». Общий объем инвестиций в обновление трамвайной инфраструктуры в 2022-2025 годах превышает 16 млрд рублей. Проект включает реконструкцию 35 км трамвайных путей, депо «Балатово» и тяговых подстанций, а также обновление подвижного состава.
Часть мероприятий выполнена. В Пермь доставлены 44 новых трамвая «Львенок», реконструированы пути на улицах Куйбышева, Дзержинского, Борчанинова, частично – на ул. Мира. В рамках комплексного обновления устанавливаются «умные» остановочные павильоны, предусмотрено и благоустройство. Впереди – реконструкция депо «Балатово» и путей на ряде важных участков в центре города: на улицах Белинского, Сибирской, Чернышевского, Ленина и Петропавловской.
На территории депо планируется разместить различные службы «Пермгорэлектротранса», которые в настоящий момент расположены в разных районах города. Это позволит обеспечить непрерывный технологический цикл и повысить эффективность работы предприятия. В обновленном депо по плану будет обеспечена необходимая инфраструктура для обслуживания как низкопольных, так и высокопольных трамваев.
Важным эффектом от реализации мероприятий станет увеличение скорости движения электротранспорта не только за счет обновления инфраструктуры, но и благодаря внедрению системы приоритетного проезда трамваев через перекрестки.
Финансирование комплексной модернизации транспортной системы осуществляется как за счет собственных средств компании «Мовиста», так и средств, привлеченных из других источников. Федеральная субсидия в размере 4,4 млрд рублей – невозвратная, а остальные расходы концессионера властям предстоит поэтапно возместить. Поэтому в городском и краевом бюджетах предусматриваются расходы на платежи по концессии.
Согласно муниципальной программе финансирование мероприятий по реконструкции путей и тяговых подстанций на 2025 год распределяется так: 4,015 млрд рублей – из внебюджетных источников; 352,1 млн рублей – из федеральной казны; 18,5 млн рублей – из краевого бюджета и 371 тыс. рублей – из городского. Итого почти 4,386 млрд рублей.
В 2025 году концессионер должен будет завершить все работы, предусмотренные соглашением. Компенсировать его расходы продолжат и в последующем периоде: в 2026 году из бюджетов двух уровней планируется выделить суммарно почти 1,4 млрд рублей, в 2027-2029 годах – еще порядка 2 млрд рублей.
«Финансирование реализации концессионного соглашения состоит из капитального гранта и платы концедента. Капитальный грант предусматривает федеральное финансирование и выплачивается в период 2023-2025 годов. Плата концедента состоит только из средств регионального и муниципального бюджетов и выплачивается в течение всего срока реализации концессии», – пояснили в департаменте транспорта.
Самый объемный комплекс мероприятий муниципальной программы носит название «Приоритетное развитие общественного транспорта». Помимо всех расходов, связанных с обеспечением транспортной работы, он включает и вложения в инфраструктуру – в обустройство новых остановочных пунктов. Их планируется четыре в 2025 году, восемь – в 2026-м, а далее – по полтора десятка ежегодно. При обустройстве новых остановочных пунктов необходимо предусматривать посадочную площадку (с учетом доступности для маломобильных граждан), павильон и освещение. Кроме того, вблизи остановочного пункта должен быть сделан пешеходный переход.
Общие расходы на реализацию комплекса мероприятий «Приоритетное развитие общественного транспорта» в 2025 году планируются в объеме 8,452 млрд рублей; 9,157 млрд рублей – в 2026 году. В последующую трехлетку – более 9 млрд рублей ежегодно.
Львиную долю здесь занимает оплата транспортной работы по контрактам с перевозчиками. В то же время собранные доходы от платы за проезд перечисляются в бюджет – за счет этого покрывается подавляющая часть расходов на осуществление перевозок. Соотношение собственных доходов отрасли и дополнительных дотаций из бюджета на оплату транспортной работы в последнее время сложилось в пропорции примерно 80% на 20%.
Ожидается, что в 2025 году доходы от платы за проезд составят 5,592 млрд рублей; в 2026 году – 6,113 млрд рублей; а в последующие три года будут на уровне 6,611 млрд рублей.
Структура муниципальной программы «Организация регулярных перевозок общественным транспортом в Перми» на 2025-2029 годы
№ | Наименование структурного элемента | Плановый объем финансирования | ||||
млн. руб. | ||||||
2025 г. | 2026 г. | 2027 г. | 2028 г. | 2029 г. | ||
Муниципальные проекты | ||||||
1 | Муниципальный проект 1: «Развитие общественного транспорта» | 371,049 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | Муниципальный проект 2 «Обустройство инфраструктуры общественного транспорта» | 878,438 | 1 399,74 | 677,868 | 655,867 | 633,866 |
Комплексы процессных мероприятий | ||||||
1 | Приоритетное развитие общественного транспорта в городе Перми | 8 453,00 | 9 157,18 | 9 251,94 | 9 250,31 | 9 242,44 |
2 | Обеспечение деятельности департамента транспорта администрации города Перми | 171,382 | 176,357 | 176,357 | 176,357 | 176,357 |
ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ | 9 873,87 | 10 733,28 | 10 106,17 | 10 082,54 |
10 052,66 |