"Трамвай стоит на втором месте после метро по количеству пассажиров, которое он может перевозить. Он ходит по рельсам, что сводит количество ДТП практически к нулю, и движется даже во время пробок на дорогах", - отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Динара Васьбиева. На трамвай делают ставку и в Екатеринбурге. 21 февраля в городе открыли современное трамвайное депо первого в стране межмуниципального маршрута между областным центром и Верхней Пышмой, саму девятикилометровую линию запустили в 2022 году. Проект реализован с помощью государственно-частного партнерства. По маршруту бегают современные комфортабельные "Львята". Закупили вагоны в рамках концессии.
Сейчас в Екатеринбурге развивают два проекта - "Трамвай в Академический" (в этом микрорайоне новую линию открыли в декабре 2023 года, стоимость проекта оценивается почти в 29 миллиардов рублей) и "Трамвай в Солнечный" (сюда первые вагоны пошли две недели назад, строительство линии обошлось в сумму более 1,8 миллиарда). Финансировались проекты из различных источников - по нацпроекту "Жилье и городская среда", госпрограммам Свердловской области и муниципальной программе "Столица", помог инфраструктурный бюджетный кредит. Трамвай стал едва ли не единственным способом добраться из Академического в центр без пробок. Однако, чтобы обеспечить подвижным составом новый маршрут, пришлось уменьшить число вагонов на других линиях. Из-за этого время ожидания трамваев в городе заметно увеличилось.
"Трамвайное движение имеет ряд преимуществ, таких как экологичность, безопасность, высокая провозная способность и эксплуатационная скорость", - сообщили в мэрии. Здесь добавили, что сейчас прорабатывается обновление трамвайного парка. Но без поддержки федерального и регионального бюджета муниципалитету не справиться.
Трамвай стоит на втором месте после метро по количеству пассажиров, которое он может перевозитьА в Омске стартует масштабный ремонт моста имени 60-летия ВЛКСМ. Помимо автомобильного шоссе по нему проложат трамвайные рельсы, по которым движение начнется в 2026 году. Когда-то по этому мосту уже бегал трамвай, но его посчитали неперспективным, линию демонтировали. Тем временем левый берег Иртыша активно прирастает новыми микрорайонами, а вблизи моста возведена крупнейшая в стране хоккейная арена с обширной парковой зоной, так что трамвай решили вернуть. Не отстают и на юге страны. В Краснодаре в 2022-м открыли движение по новой трамвайной линии в разросшийся микрорайон Музыкальный. В городе благодаря концессии до конца 2026 года намерены построить новые трамвайные линии протяженностью более 35 километров в микрорайоны Немецкая деревня и Город спорта.
"Трамваи активно используются в 59 городах России, ежегодно на нем передвигаются свыше одного миллиарда пассажиров, - отмечает эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. - Трамвай относится к транспорту на электротяге, развитие которого уже несколько лет стимулируется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в связи с экологической повесткой правительства РФ. Сейчас проекты модернизации и развития трамвайной сети реализуют более чем в 10 регионах России. К 2028 году собираются построить и реконструировать 620 километров трамвайных путей, 11 депо и 97 тяговых и 100 зарядных станций. Также запланировано обновление подвижного состава. Все проекты воплощаются не только благодаря бюджетному финансированию, но и с применением механизма концессии и участием частных инвесторов".