По данным интернет-портала «Российской газеты», в стране фиксируется рост дефицита водителей-профессионалов. Например, в ряде регионов нехватка водителей автобусов составляет до 40%, что вынуждает администрации закрывать маршруты.
В целом проблема характерна и для европейских стран. В частности, в среднем по Германии дефицит профессионалов оценивают в 25%, что связано с закрытием учреждений, готовящих водителей, а также сокращением автошкол. Если в 2021 году их было 40, то сейчас осталось четыре на всю Германию.
Дефицит кадров начал нарастать с 2000-х годов. Специалисты, подготовленные в СССР, вышли на пенсию. Сказываются на ситуации и падение престижа профессии, отсутствие популяризации, ослабление социальной защищённости, снижение размеров оплаты труда. Не способствовала решению проблемы ликвидация Росавтодором профильных подведомственных учебных заведений, осуществляющих подготовку водителей категорий D и СЕ. Речь о федеральных автономных учреждениях (ФАУ), относящихся к Росавтодору.
1 ноября 2023 года прошёл всероссийский круглый стол, посвящённый дефициту кадров в сфере общественного транспорта. На нём не озвучили конкретные предложения, лишь обозначив причины: отсутствие программ подготовки, автотренажёров и корпоративных автодромов.
Если же обратиться к результатам этапов Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения», когда десятки миллионов рублей потратили на решение вопросов в разделе «Кадровое обеспечение подготовки водителей», то они нулевые.
Обращаясь к опыту Советского Союза, возможно открытие краткосрочных курсов подготовки водителей-профессионалов по соответствующим категориям. Достаточно недели, чтобы изучить заполнение путевой документации, режим труда и отдыха, основы психологии и правила крепления и размещения грузов. Если человек имеет открытую категорию В, С, D или СЕ, он может пройти такой курс, сдать экзамен в Ространснадзоре и получить документ водителя-профессионала.
Хорошим примером служит система подготовки и аттестации водителей, перевозящих опасные грузы, и водителей, осуществляющих международные перевозки. Государству лишь останется решить вопросы с уровнем зарплаты и социальной защищённости. А именно снизить пенсионный возраст и обеспечить льготы по профессии.
Кроме этого, в СССР после автошколы человек, получив водительское удостоверение, приходил на автопредприятие, где за ним закреплялся водитель-наставник, который стажировал его на маршруте, если это был автобусный парк. В итоге новый водитель усваивал не только правила внутреннего распорядка автопредприятия, но и получал знания, а также опыт, необходимые для безаварийной работы на линии.
По данным МУП «Служба организации движения», новым водителям автобусов и трамваев в Челябинске выплатят по 500 тыс рублей. Решение о денежной мотивации приняли городские власти по поручению губернатора. Однако, чтобы их получить, нужно не просто устроиться в МУП «Служба организации движения» или ООО «ЧелябГЭТ», но и отработать два и три года соответственно. При этом выплаты в ООО «ЧелябГЭТ» предусмотрели для водителей трамваев, устроившихся на работу с 1 февраля до 30 апреля 2024 года. По автобусам такие условия не прописали. Тем, кто устроился на работу до февраля, деньги тоже пообещали.
Ожидается, что выплаты решат проблему кадрового дефицита. По информации издания «74.ру», транспортникам не хватает 450 человек. Для водителей автобусов предусмотрено два варианта выплат: либо фиксированная сумма в 20,833 тыс. рублей ежемесячно в течение двух лет, либо выплата частями в три этапа. При втором варианте первый платёж в 50 тыс рублей поступит при приёме на работу, второй платёж в 150 тыс рублей — по окончании первого года, после двух лет работы — 300 тыс рублей. Также тремя этапами предусмотрены выплаты водителям трамваев. Ещё одно условие — выполнение 100% отработки времени и не стать виновником ДТП.
При этом в ООО «ЧелябГЭТ» обратили внимание на необходимость подать заявление на получение выплаты в отделе кадров в течение трёх рабочих дней со дня трудоустройства, и, если норма времени не отработана по уважительным причинам (отпуск по уходу за ребёнком, длительный больничный в связи с травмой), комиссия может принять решение о продлении времени действия периода пропорционально неотработанной норме времени. Также выплаты придётся вернуть, если расторгнуть трудовой договор до истечения трёхлетнего срока с даты поступления на работу:
Кроме этого, с 1 апреля работников транспортных предприятий ожидает увеличение заработных плат: водителям автобусов — до 100 тыс рублей, водителям трамваев — до 70 тыс рублей.
Как сообщило сетевое издание «74.ру», в январе жители Челябинска активно критиковали работу общественного транспорта. В частности, предъявлялись претензии к переполненным салонам и нерегулярности движения. Власти объясняли проблему больничными водителей и последствиями снегопадов. В итоге перевозчикам выписали штрафы на полмиллиона.
Также источник обозначил, что с 1 февраля сотрудникам ООО «ЧелябГЭТ» увеличили зарплаты на 10%, а с января в МУП «Служба организации движения» пересмотрели мотивационную политику в оплате труда, подняв размер тарифной ставки водителям автобусов на 20%, кондукторам — на 4%.
В свою очередь, компания «Синара — ГТР Челябинск» объявила о запуске новой программы поддержки для обучающихся на курсах водителей троллейбусов. Так, с 1 февраля увеличен размер стипендии до 40 тыс рублей, плюс компания предлагает обеспечением жильём иногородним соискателям на время прохождения курсов и после трудоустройства. Помимо этого, для кандидатов из других городов рассматривается оплата проезда в Челябинск до места обучения.
Обучение проходит за счёт компании. Курсы рассчитаны на шесть месяцев и включают теоретическую и практическую части. Стипендия выплачивается ежемесячно на протяжении всего периода обучения. Одним из критериев отбора является возраст старше 21 года. После обучения водители могут повышать класс и выбирать оптимальный график. Также им гарантируется трудоустройство и работа на современных троллейбусах «Синара».
Кабина водителя в троллейбусе «Синара-6254» оборудована климат-контролем и эргономичным сидением с возможностью регулировки. Предусмотрено место для хранения личных вещей и инвентаря. Удобство управления транспортом обеспечивают мультифункциональный руль, широкий дисплей, а также комплекс активной безопасности и помощи водителю, в том числе антиблокировочная система, камеры, датчики дождя и света. Все водители получают брендированную спецодежду и обувь.
Компанией «Синара — ГТР Челябинск» реализует проект «Челябинский троллейбус» в рамках концессионного соглашения, подписанного с Правительством Челябинской области. Оно предполагает комплексную модернизацию троллейбусной инфраструктуры и последующую эксплуатацию. В итоге парк пополнится 168 троллейбусами «СИНАРА-6254», существующее тролллейбусное депо реконструируется и также строится новое, а вся городская контактная сеть с комплексом тяговых подстанций подвергнется модернизации. С 1 сентября новые троллейбусы работают на маршруте № 19, также компания готовит запустить новый подвижной состав на маршруте № 12.
Кадровый дефицит фиксируется и в донской столице. По информации Министерства транспорта Ростовской области, водителей общественного транспорта решили набирать со всей области через интернет. В частности, на цифровой платформе «Работа России» в Ростове открыто порядка 790 вакансий водителей автобусов, трамваев и троллейбусов.
7 февраля прошёл областной подбор персонала в донских центрах занятости в онлайн-формате. Его выбрали неслучайно: соискатели, в том числе из отдалённых районов, могли общаться с представителями транспортных компаний, чтобы узнать условия труда, уровень заработной платы и преимущества конкретного предприятия.
По данным источника, компании предлагают:
Также жителям Ростова и Ростовской области субсидируют процентные ставки по жилищным кредитам и льготному ипотечному кредитованию.
Безработные граждане по направлению центра занятости могут пройти курсы переподготовки водителей с категорий «С» и «В» на категорию «Д» бесплатно. Срок — 2–2,5 месяца. На период обучения выплачивается пособие по безработице.
Как обозначил портал 1rnd.ru, в донской столице требуется 992 водителя, то есть почти половина от необходимого количества — 47%. Самая большая нехватка (865 человек) наблюдается среди водителей автобусов. На троллейбусы требуется 72 водителя, на трамваи — 55.
Ранее для решения кадровой проблемы городские власти обязали перевозчиков проводить обучение с последующим трудоустройством. Искали водителей для Ростова и в других странах, в частности, в Киргизии. Начиная с 2023 года, водители могут получить служебное жильё. Кроме этого, к концу 2023 года средняя зарплата водителя муниципального автобуса возросла до 80,3 тыс рублей, трамвая — до 62,7 тыс рублей, троллейбуса — до 60,3 тыс рублей.
В Екатеринбурге также предпринимают определённые меры. По сведениям ИА «Уральский меридиан», транспортники города могут взять комнату из маневрового фонда ЕМУП «Гортранс» и платить только за коммунальные услуги. Общежитие предприятия находится на Старой Сортировке. По данным источника, затраты на комнату составят около 5 тыс рублей при зарплате примерно в 50 тыс рублей.
В свою очередь, мэрия Екатеринбурга планирует повысить зарплаты в общественном транспорте как минимум на 30% в дополнение к 10%, которые водители и кондукторы получили с 1 января 2024 года. Об этом сообщило сетевое издание «Е1.РУ Екатеринбург Онлайн». Поднимут зарплату и в метрополитене, что необходимо для решения проблемы дефицита кадров.
Финансовые и кадровые затруднения ЕМУП «Гортранс» достигли пика в конце 2023 года, когда счета предприятия арестовывали за долги по налогам, а количество незанятых вакансий достигло 3 тыс — почти половину от общего количества рабочих мест. Тогда водители и кондукторы регулярно говорили о переработках и низкой зарплате.
Тем временем в Курске не хватает порядка 50 водителей автобусов и 10 водителей троллейбусов и трамваев. Об этом проинформировало сетевое издание KURSKCITY. И решать кадровую проблему собираются на межрегиональном уровне: планируется провести ярмарки вакансий в Воронеже, Белгороде, Брянске и Орле. Водителям оплатят жильё и проезд. Также власти разрабатывают возможность предоставления льготной ипотеки. Отмечается, что заработная плата водителей в Курске составляет 75–120 тыс в месяц.
Дефицит водителей пассажирского транспорта продолжает нарастать. Ранее сведения о нехватке кадров за рулём поступили из Барнаула, Нижнего Новгорода, Ижевска, Воронежа, Татарстана, Омска, Новокузнецка, Ульяновска и Краснотурьинска.