В столице продолжают совершенствовать систему оплаты на МЦД, а также способы активации карт и проездных билетов.
Так, банковской картой теперь можно расплатиться на турникетах и валидаторах всех станций МЦД. Как сообщила пресс-служба Московского метрополитена, это удобно и экономит время, так как не нужно обращаться в кассу. В среднем в рабочий день таким способом оплаты пользуются 50 тыс. пассажиров.
Для корректного завершения поездки необходимо приложить карту к турникету или валидатору на входе и выходе со станции. Бесплатная пересадка на метро или МЦК действует в течение 90 мин., а на некоторых маршрутах МЦД — в течение 120 мин.
По сообщению столичного Департамента транспорта, безлимитный проездной билет можно активировать не обязательно с момента покупки, а в любой из последующих 10 дней: на 11-й день он заработает автоматически. Это удобно для тех, кто предпочитает абонементы на 30, 90 и 365 дней. Дата окончания билета отображается при оплате проезда на турникетах, валидаторах, а также в приложении «Метро Москвы». Билет активируется автоматически при первом проходе.
Помимо этого, по сообщению ГУП «Московский метрополитен», летом на турникетах заработает активация карты «Тройка». Функцию внедрят на 4 тыс. турникетов метро. Сейчас сервис работает в тестовом режиме и доступен тем, кто зарегистрировал и привязал карту в приложении «Метро Москвы» в декабре 2023 года. Ожидается, что новая функция не повлияет на скорость прохода и сэкономит время, так как больше не потребуется искать и использовать специализированные жёлтые терминалы на станциях.
В Новосибирске фиксируют изменения в динамике и структуре перевозки пассажиров. В частности, пресс-служба Новосибирского метрополитена сообщила о росте оплаты проезда банковскими картами: в прошлом году был перейдён своеобразный экватор. В 2022 году такой способ предпочитал 44,1%, а в 2023 году — уже 52% от всех платёжных средств.
Уровень использования социальных карт остаётся примерно одинаковым — 16,7% и 16,4% соответственно. Это же справедливо для карт школьника и студента: 11,5% и 11,1%. Продолжает уменьшаться доля пассажиров, пользующихся жетонами. В 2022 году этим способом оплатили 19,9% поездок, в 2023 году — 14,4%. На Единую транспортную карту приходилось 7,6%, а в 2023 году — 5,9%.
На Дону продолжается сопротивление перевозчиков внедрению безналичной оплаты. В частности, очередные проблемы фиксируются в Новочеркасске. В администрации города напомнили, что по условиям конкурса во всех автобусах должны стоять валидаторы, и пассажир вправе выбирать, как платить — наличными или безналом. Если терминала нет или он не работает, за это отвечает перевозчик, а пассажир может отказаться от оплаты наличными и ехать бесплатно.
В апреле соответствующие памятки разместили в общественном транспорте, однако некоторые водители их убрали, продолжив прятать терминалы. В 2024 году отдел по координации промышленности и транспорта провёл более 50 наблюдения за организацией работы муниципальных автобусных маршрутов. Среди основных нарушений — несоблюдение ПДД, графика движения и отказ водителей принимать безналичную оплату проезда. Семь человек привлекли к дисциплинарной ответственности, а перевозчиков обязали провести разъяснительную работу с персоналом.
В свою очередь, пассажиры могут сообщить о нарушениях по телефонам 8 (863) 283-09-20 и 8 (863) 266-55-09 или непосредственно в администрацию города. В соответствии с задачей главы региона безналичная оплата проезда должна быть внедрена на 100% до 1 июля 2024 года.
Трудности с внедрением безналичной оплаты проезда в феврале этого года обсуждались в правительстве Ростовской области. Как сообщал Минтранс Ростовской области, оснастить подвижной состав терминалами безналичной оплаты оказалось недостаточно. У многих перевозчиков водители не включали их и не использовали в работе. В июле 2023 года доля активного оборудования составляла 40%, а к февралю 2024 года удалось выйти на средний показатель в 78,5%. При этом доля активного терминального оборудования в Константиновском, Орловском и Шолоховском районах составила 100%, а в Батайске на тот момент в расчётах с гражданами были задействованы около 97% терминалов оплаты, установленных на городской подвижной состав. Низкой в конце зимы оставалась доля активного оборудования, установленного в общественном транспорте в Волгодонске, Каменске-Шахтинском, Миллеровском и Егорлыкском районах.