МУП «Пермгорэлектротранс» (ПГЭТ) остается крупнейшим перевозчиком Перми по объему выручки. Предприятие обслуживает девять автобусных маршрутов: №№3, 8, 10, 27, 30, 36, 50, 62, 71; электробусный маршрут №81, а также все трамвайные направления города.
С докладом о финансово-хозяйственной деятельности в ходе заседания комитета Пермской городской Думы по экономическому развитию выступил начальник Департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин. По данным ведомства, ежедневно на линию выходят 216 единиц муниципального транспорта, включая 78 трамваев, 124 автобуса и 14 электробусов. В 2024 году предприятие обслужило 67 млн пассажиров, что составляет 28% от общего объема перевозок в городе.
Доходы ПГЭТ за прошлый год сложились в размере почти 1,9 млрд рублей. Основная часть поступлений – 1,84 млрд рублей – пришлась на перевозки: 919 млн рублей «заработали» трамваи, 806 млн – автобусы, 115 млн – электробусы. Дополнительные 45 млн рублей предприятие получило, в частности, от рекламы и аренды имущества. При этом расходы составили 2,3 млрд рублей, из которых 1,1 млрд рублей ушли на содержание трамвайного парка; 989,9 млн рублей – автобусного; а 219,8 млн рублей – электробусного.
«По итогам 2024 года предприятием был зафиксирован убыток в размере 139 млн рублей. Он носит «технический» характер. Влияние на финансовый результат оказала статья «Амортизация подвижного состава», которая включает амортизацию новой техники, приобретенной в период с 2022 по 2024 годы», – пояснили Business Class в МУП «Пермгорэлектротранс».
В 2024 году парк «Пермгорэлектротранса» пополнился 14 новыми трамваями «Львенок», поставленными по концессионному соглашению с компанией «Мовиста», а также 35 автобусами особо большого класса, приобретенными в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» с использованием средств Фонда национального благосостояния. Кроме того, ПГЭТ получил в хозяйственное ведение автобазу по ул. Ижевской, 30, которую готовят к работе по новым контрактам. Основная площадка, где базируется автопарк ПГЭТ, находится по ул. Куйбышева, 115
В 2025 году предприятие продолжило обновление транспорта, закупив шесть автобусов малого класса и девять – большого класса, а также расширило маршрутную сеть, получив контракты на обслуживание маршрутов №№27, 71 и 82.
На втором месте по выручке расположилось ООО «Дизель» Эдуарда Мирзамухаметова. По итогам 2024 года показатель вырос на 7% и достиг 1,38 млрд рублей. Примечателен темп роста чистой прибыли – он оказался рекордным среди участников рейтинга и составил 547% (увеличение с 11 млн рублей в 2023 году до 72 млн рублей в 2024-м).
Компания с более чем 20-летней историей обслуживает как пермские маршруты, так и межмуниципальные, связывающие краевую столицу с городами на севере региона – Александровском, Гремячинском, Губахой, Кизелом, Красновишерском, Лысьвой, Соликамском и поселком Ныроб.
По результатам недавних аукционов ООО «Дизель» существенно расширил «портфель» обслуживаемых пермских направлений, что потребовало приобрести более 80 новых автобусов большого и особо большого класса. Компания вернула себе маршруты №№32, 77 и 78, которые обслуживала долгое время, но уступила конкурентам во время конкурсных процедур пять лет назад. Сейчас «Дизель» выступает подрядчиком на 18 городских направлениях. Он первым из частных перевозчиков Перми запустил на линию автобусы с «гармошкой» (на маршруте №53).
Следующая компания в рейтинге – ООО «АААвто» Александра Антипова. Как и предыдущий участник, она активно работает на рынке региональных перевозок, выполняя междугородные рейсы в Кудымкар, Гайны, Косу, Кочево, Култаево, Майкор и другие населенные пункты.
После уверенного роста в 2023 году (+35% выручки, +11% чистой прибыли) в 2024 году показатели ухудшились. Выручка «АААвто» увеличилась, но в меньшем темпе – на 8%, составив 759 млн рублей, а чистая прибыль снизилась на 6%.
В Перми в прошлом году компания «АААвто» обслуживала маршруты №№13 и 71. С 1 июня последний отошел ПГЭТ, а частный перевозчик в то же время вышел на новое для него Закамское направление (№№2, 20 и 80), где ранее работало ООО «Автомиг».
АО «Индустрия транспорта Пермского края» (бывшее ПКГУП «Автовокзал») завершило 2024 год с отрицательной динамикой как по выручке, так и по чистой прибыли. Выручка сократилась на 1% и составила 563,6 млн рублей против 569,7 млн рублей в 2023 году. Убытки также увеличились – с 148,2 млн до 161,7 млн рублей.
«С 1 января 2025 года были проиндексированы все контракты с перевозчиками по межмуниципальным маршрутам. Стоимость за километр пути увеличилась минимум на 49%. Например, для автобусов большого класса – с 76 до 118 рублей. С 1 июня вступили в силу новые пятилетние контракты. Один из них по результатам торгов заключен с АО «Интранс ПК». Цена транспортной работы, предусмотренная контрактами, вновь выросла – до 133 рублей за автокилометр. Такая индексация позволяет предприятиям повышать зарплату водителям, закупать запчасти и проводить своевременный ремонт техники.
АО «Интранс ПК» также приобрело новые автобусы – по льготной программе ГТЛК, по ставке 6,7%. Данные мероприятия должны уменьшить убытки предприятия, и к окончанию срока нового пятилетнего контракта его деятельность должна стать безубыточной», – рассказали «bc» в Министерстве транспорта Пермского края.