В Москве прошел демо-день ИЦК: «Движение в будущее: перезагрузка транспорта через технологии и экспорт»

23 апреля 2025
Пленарную сессию, посвященную индустриальным центрам компетенций (ИЦК) и импортозамещению в сфере транспорта, открыл заместитель Министра транспорта РФ Андрей Никитин.

Он напомнил, что на сегодняшний день работают четыре индустриальных центра компетенций, благодаря которым уже достигнуты значительные успехи. В частности, разработано отечественное программное обеспечение для управления грузовыми и пассажирскими перевозками. «По данным компаний, на сегодняшний день порядка 70% западного ПО уже замещено. Однако, в соответствии с поручением Президента, необходимо довести этот показатель до 90% к 2030 году, включая реализацию новых проектов «второй волны». Для того, чтобы механизмы индустриальных центров компетенций оставались драйвером цифровизации транспортной отрасли, важно рассмотреть более широкое применение искусственного интеллекта, внедрение беспилотных технологий и роботизацию рутинных задач», – сказал замминистра.

По словам Андрея Никитина, также необходимо оценить конкурентоспособность наших решений на внешних рынках и активно продвигать их в странах СНГ и других дружественных государствах. «При этом нужно учитывать вероятность возвращения западных вендоров и заранее предусмотреть возможные сценарии развития ситуации и продумать дальнейшие шаги для укрепления позиций отечественных разработок», – уточнил он.

Как сообщил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин, благодаря ИЦК получен хороший рабочий инструмент, который позволяет гармонизировать IT-ландшафт в отдельных отраслях. «Особенно это важно в транспорте, где мы стремимся предоставлять комплексные цифровые услуги нашим клиентам. Важно, чтобы все участники шли в одном темпе цифровизации, так как отставание кого-либо может привести к неэффективности комплексной услуги. Нам также необходимо работать над межотраслевым взаимодействием, так как многие решения, разработанные в рамках других ИЦК, могут быть востребованы и в транспортной отрасли», – отметил он.

Заместитель генерального директора по информационным технологиям и информационной безопасности ПАО «Аэрофлот» Антон Мацкевич рассказал, что сегодня авиакомпания финансирует семь технологических проектов. Все они в перспективе, после завершения, имеют возможность тиражирования не только на наш рынок. Один из таких проектов – разработка планшетов для летчиков и бортпроводников c документацией по рейсам и информацией по пассажирам. «На текущий момент для летчиков мы имеем более 3 тысяч наших отечественных планшетов, а для бортпроводников – более 7 тысяч. Наша дочерняя авиакомпания «Россия» к концу года также перейдет на этот продукт с 3 тыс. планшетов. Влияния извне здесь уже нет», – сообщил Антон Мацкевич.

«Благодаря таким площадкам, как ИЦК, к нам приходят люди. У нас уже есть определенный портфель заказчиков не только внутри страны. Мы общаемся с ЮАР, налажен диалог с Алжиром и начали общение с Таиландом. Я надеюсь, что не за горами появление контрактов, поскольку у нас идет обмен опытом: мы показываем свою систему, они показывают, как работают. Мы видим, что многие из них остались на системах, разработанных 20 лет назад, и не внедрили новшества, которые уже сделали мы, особенно в области искусственного интеллекта. Я считаю, это одно из самых важных достоинств нашей работы», – подчеркнул представитель Международного аэропорта «Шереметьево» Валерий Шинкарюк.

«Иностранное ПО неплохое. Оно несколько десятков лет работало у нас в наших портах и зарекомендовало себя достаточно хорошо. Однако они просто так в 2022-2023 годах ушли. Поскольку это объекты критической информационной инфраструктуры, отвечающие за безопасность мореплавания, мы, вероятно, при их возможном желании вернуться, будем ходатайствовать или настаивать на том, чтобы иностранные компании работали там, где сейчас продолжают свою деятельность. Наше программное обеспечение, разработанное российскими специалистами, не хуже, оно лучше», – убежден заместитель генерального директор ФГУП «Росморпорт» Сергей Симонов.

Старший управляющий директор по работе с клиентами транспорта и автомобилестроения СБЕР Антон Кирюхин рассказал о текущих направлениях деятельности компании. «Мы видим свою роль в качестве партнера для наших транспортных компаний, с точки зрения разработки новых продуктов, в том числе импортозамещения. Также наша задача – способствовать развитию цифровизации в транспортных компаниях нашей страны», – отметил он.

«Сегодняшняя встреча еще раз подтверждает, что индустриальные центры компетенции – это не просто модный тренд, а реальный механизм по технологическому суверенитету нашей страны. За два года мы действительно прошли колоссальный путь. Каждый из наших ИЦК показал впечатляющие результаты. Мы с вами не просто замещаем импортные технологии, мы создаем принципиально новые продукты. Я считаю, что они максимально конкурентоспособны не только на отечественном, но и на глобальном рынке», – сообщила директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.

Источник: http://mintrans.gov.ru/press-center/news/11825

Возврат к списку