Сделать пассажиров счастливыми

23 июня 2024
Сегодня основной тренд во всех сферах – это человекоцентричность.

В рамках деловой программы ПМЭФ–2024 прошла панельная дискуссия «Счастливый пассажир не только в столице. Когда?», организованная Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК).

Участие в обсуждении комплекса вопросов, связанных с переходом на человекоцентричную модель оказания транспортных услуг и приведением к единому стандарту транспортных систем в разных регионах России, приняли представители государства и бизнеса.
Среди них – генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих, заместитель министра транспорта РФ Валентин Иванов, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Юрий Муценек, губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой, директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова, вице–президент ООО «ЛиАЗ» Николай Одинцов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Иван Колесников, директор по корпоративным отношениям и связям с органами власти «Яндекс.Такси» Антон Петраков.
Перед началом дискуссии были продемонстрированы отрывки из видеоролика о том, как выглядит и работает городской пассажирский транспорт в больших городах России.
Опытом успешной реализации транспортной реформы в Астрахани и о положительных эффектах от нее для жителей города рассказал Игорь Бабушкин.
«В 2019–2020 годах пассажирские перевозки в городе носили хаотичный характер, было много проблем – большое количество «Газелей» на маршрутах, отсутствие возможности безналичной оплаты проезда, высокий уровень аварийности. Подготовку транспортной реформы мы начали с формирования обновленной схемы транспортного планирования. Обсудили с гражданами, соседями по региону, пересмотрели всю маршрутную сеть. Воспользовались возможностями господдержки, взяли в льготный лизинг от ГТЛК «Волгабасы», которые сейчас курсируют по 48 маршрутам в Астрахани. Сейчас созданы все условия для удобного передвижения горожан, автобусы оборудованы кондиционерами, подходят для маломобильных граждан. Люди видят, что регион развивается, что здесь можно комфортно жить. Теперь думаем над развитием межмуниципального сообщения», – сказал Игорь Бабушкин.
Максим Ликсутов в своем выступлении остановился на значимости увязывания разных видов транспорта и городской инфраструктуры в одну большую систему, максимально удобную для жителей.
«Важно общее понимание, что городской транспорт – это сервисная организация, работающая на благо и комфорт жителей. Свою задачу в Москве мы видим как создание большого количества сценариев поездки для каждого жителя, чтобы он мог выбрать наиболее удобный для него. Мы одновременно занимались всем сразу – дорожным строительством, открытием новых станций метрополитена, интеграцией электричек в городскую сеть. Рассчитываем, что проект МЦД выйдет за пределы Москвы в ЦФО. Также впереди строительство ВСМ – это проект века, на мой взгляд. Огромные технологии – большой плюс для всей нашей транспортной системы. Гордимся, что сейчас пассажиры доверяют нам, и будем делать все возможное, чтобы так было и дальше», – заявил Максим Ликсутов.
Иван Колесников рассказал об интеграции пригородных электричек в городскую среду на примере Москвы и о том, что это значит для пассажиров.
«Сотрудничество РЖД с Москвой и Московской областью – уникальный пример эффективности. Самый главный результат – рельсовый транспорт стал частью городской среды, привычной частью быта. Мы видим, что горожане ждали запуска «диаметров», они нужны и интересны им. Совсем недавно, в конце года, мы перевезли по ним миллиардного пассажира. Пытаемся масштабировать с коллегами опыт в других субъектах РФ. В 17 городах есть формат городского рельсового транспорта, синхронизация расписания, в 6 –
единые карты. Есть программа «Мобильный город», которая предусматривает реализацию в 7 городах подходов, очень схожих с реализованными в Москве. Один из пунктов – обновление подвижного состава. В этом году мы приобретаем 235 новых вагонов электропоездов у наших машиностроителей. Там, где на линии выходит новый состав, сразу наблюдается рост пассажиропотока. Стремимся формировать среду, которая делает пассажиров более счастливыми, а наш транспорт – более востребованным. Работаем над возможностью транзита через центры городов, увеличения скорости и уменьшения интервалов ожидания электричек. И конечно, над увязкой больших агломераций между собой», – отметил Иван Колесников.
Алексей Цыденов поделился своим мнением о значимости обновления общественного транспорта в рамках формирования эффективной транспортной системы.
«Более 10 млрд пассажиров перевозятся городским транспортом ежегодно. Основной вопрос сейчас – это обновление подвижного состава. Более 50% автобусного парка до 2030 года требует обновления по возрасту. Есть поручение Президента России по линии Госсовета –
85% парка общественного транспорта в России не должно по срокам службы превышать нормативные. Перевозки общественным транспортом – это не бизнес (они не окупаются), а сервис для горожан. Без поддержки государства обновлять технику нереально. По самой эффективной программе в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) государством субсидируется до 60% от стоимости общественного транспорта, но оставшиеся 40% с учетом уровня ключевой ставки ЦБ все равно обходятся для регионов в копеечку. Сегодня в качестве мер господдержки выступают субсидии, специальные казначейские кредиты и механизм льготного лизинга. Вместе с правительством будем искать подходы для выполнения поручения Президента РФ», – подчеркнул Алексей Цыденов.
Валентин Иванов подробно рассказал о ходе реализации действующих программ по обновлению транспорта с мерами господдержки и о планах до 2030 года.
«За счет сочетания различных мер господдержки – обновления общественного транспорта в рамках нацпроекта БКД, выдачи специальных казначейских кредитов и привлечения средств из ФНБ – в 2023–2024 годах удалось в 11 раз увеличить объемы финансирования и поставок общественного транспорта. Это колоссальный подъем, и регионы это почувствовали. Стоит задача обновить 40 тыс. единиц общественного транспорта до 2030 года. На эти цели будет выделено 150 млрд руб. Для пассажиров главное в работе общественного транспорта – удобство и предсказуемость. И здесь важна роль региональных и муниципальных властей, ведь именно на их уровне будет проходить объединение различных видов транспорта в единую систему», – подчеркнул Валентин Иванов.
Юрий Муценек отметил важность взаимодействия федеральных органов для повышения результативности действующих и будущих нацпроектов и программ.
«Ключевым вопросом является увязка различных направлений деятельности, включая строительство жилья, транспортную и коммунальную инфраструктуры, объекты социальной инфраструктуры. Исходя из этого принципа мы совместно с Минтрансом России формируем новый нацпроект «Инфраструктура для жизни». Активно реализуем меры господдержки. С 2022 года уже более 60 крупных дорожно–транспортных проектов реализовано в рамках механизма инфраструктурных бюджетных кредитов. Мы находимся в диалоге со всеми, чтобы добиваться наибольшей синергии. Одно из ключевых направлений, которое обозначил Президент России, – улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах, их порядка 2000 единиц. Задача – выбрать такие подходы, которые бы принесли наибольший положительный эффект для жизни граждан», – отметил Юрий Муценек.
Евгений Дитрих поделился своим рецептом того, как сделать российских пассажиров счастливыми.
«Сейчас основной тренд во всех сферах – это человекоцентричность. Мы видим это и в банковской сфере, и в ретейле. Для каждого человека формируется конкретное предложение, удобное именно для него. Транспортные услуги немного отстают в этом плане. Мы много делаем в части обновления транспорта. Но важно и то, какими маршрутами люди передвигаются, насколько удобно расписание, какова тактовая частота движения. ГТЛК – владелец одного из крупнейших транспортных парков в стране, с 2009 года мы обновили около 15 тыс. единиц городского пассажирского транспорта, из них 3 тыс. единиц – только за прошлый год. Мы поспрашивали у пассажиров в рамках работы «горячей линии», что их не устраивает в работе общественного транспорта, и 99,9% претензий относились не к качеству подвижного состава. Основные вопросы: почему автобус не пришел вовремя, нет маршрутов из нового района или водитель вел себя неподобающе. Все это говорит о том, что мы должны стать человекоцентричными, клиентоориентированными и Москва выступает в качестве примера для нас. В послании Федеральному собранию Президент России поручил направить 150 млрд руб. на обновление общественного транспорта до 2030 года. Важно, чтобы вместе с обновлением транспорта мы не забыли о формировании транспортной услуги, чтобы проработать и снять вопросы, которые волнуют людей», – сказал Евгений Дитрих.
Глава ГТЛК также выступил с несколькими конкретными предложениями по повышению уровня транспортного обслуживания пассажиров.
«Во–первых, необходимо сформировать стандарт для оказания транспортной услуги. В него могут войти расписание движения, маршруты, комплексное развитие транспортной инфраструктуры, долгосрочные планы по обновлению транспорта. Во–вторых, должен быть некий координатор такой работы, который будет следить за тем, как эти стандарты внедряются. Важно, чтобы внутри городских бюджетов средства на постоянную работу по этим проектам выделялись, дополнялись федеральными средствами и приводили к значимым результатам. Экспертиза ГТЛК вышла за пределы вопросов обновления транспорта, мы могли бы стать таким координатором и концентратором, если регуляторы доверят нам этот блок работы. Готовы вместе создавать транспортные системы в городах и обновлять парки», – заявил глава компании.
В свою очередь Николай Одинцов акцентировал внимание на готовности производителей транспорта адаптироваться и реагировать на растущие запросы отрасли и пассажиров.
«В 2023 году мы поставили нашу технику в 73 субъекта РФ. Я представляю автопром, в нашем ведении четыре завода. С 2010 года мы придерживаемся новой философии – единой модульной платформы. В частности, пассажирские места в транспорте должны располагаться правильно и быть оборудованными системами климат–контроля и зарядкой. 75–80% выпускаемой нами продукции отвечает этим стандартам. Наша промышленность и мы сами показали, что готовы выполнять самые сложные контракты, соответствовать стандарту Минтранса, Минпромторга России и ГТЛК. Рассчитываем, что единый стандарт транспортного средства, который заложен в долгосрочных контрактах с правительствами Москвы и Санкт–Петербурга, будет тиражирован на остальные субъекты РФ, возможно, с некоторым упрощением отдельных моментов», – сказал Николай Одинцов.
Полина Давыдова затронула тему цифровизации транспортных услуг и возможных выгод от сбора и анализа данных, связанных с работой общественного транспорта.
«На долю городского транспорта приходится 70% от всех пассажирских перевозок. Цель государства и бизнеса – сделать поездки для пассажиров по всей стране безопасными и комфортными. И здесь важную роль играет цифровизация, внедрение цифровых сервисов. В перспективе будет возможно использовать одно приложение для выбора маршрута с сочетанием разных видов транспорта, применением льгот и оплатой. Одновременно это бы стало стимулом для развития внутреннего туризма. Кроме того, стоит вопрос по сбору и анализу данных для модернизации транспортных парков и инфраструктуры на базе единой платформы. С помощью этих данных можно будет формировать заказ на обновление парков с учетом реальной потребности в каждом отдельном регионе. Пора добавить цифровые сервисы в единый стандарт и распространить его на все регионы страны», – отметила Полина Давыдова.
В завершение дискуссии ее участники в ходе блиц–опроса достаточно оптимистично ответили на главный вопрос сессии – «Счастливый пассажир не только в столице. Когда?», при этом отметив, что предстоит еще немало работы в этом направлении.

Источник: http://transportrussia.ru/razdely/obshchestvennye-slushaniya/38-transportnaya-politika/11018-sdelat-passazhirov-schastlivymi.html

Возврат к списку