Развитие пассажирского транспорта: текстовая онлайн-трансляция

10 декабря 2024
Сегодня, 10 декабря, в Москве на площадке ЦВК «Экспоцентр» открылась выставка автобусов и техники для городской мобильности Urbantrans 2024, унаследовавшая традиции выставки BW Expo Moscow. Помимо экспозиции натурных образцов техники и комплектующих, в рамках Urbantrans 2024 проводится широкая деловая программа Urbantrans Mobility Forum в ходе которой участники обсуждают актуальные вопросы транспортной политики, модернизации общественного транспорта и обновления подвижного состава. 

Утверждённым бюджетом Российской Федерации на финансирование федерального проекта «Развитие общественного транспорта» в 2025-2027 гг. предусмотрено около 60,12 млрд руб., при том, что только на обновление автобусного парка по программе специальных казначейских кредитов в 2023-2024 гг. выделялось 50 млрд руб. О том, каким в предлагаемых условиях ведущие производители и дилеры подвижного состава видят развитие пассажирского транспорта России до 2035 года, какие статистику и прогнозы рынка коммерческого транспорта они готовы озвучить, узнаем в ближайшее время. Начало в 12:00 (мск).

Трансляция

12.00 Началась панельная сессия: «Развитие пассажирского транспорта РФ до 2035 года».

Модератор — Денис Загарин, директор Центра испытаний, ФГУП «НАМИ».

Выступает Оксана Михеева, заместитель директора по маркетингу Минского автомобильного завода. МАЗ имеет большие компетенции в производстве пассажирского транспорта. Им завод занимается 30 последних лет.

В России работает более 13 тыс. автобусов МАЗ. Завод делал анализ рынка подвижного состава России. В обновлении нуждается более 65 тыс. единиц транспорта. Направление обновления подвижного состава обозначены в национальных целях Российской Федерации. Техника МАЗ интегрируется для реализации этих целей – предоставляется широкий модельный ряд среднего, большого и особо большого класса. В прошлом году на рынок выпущен туристический автобус. Также МАЗ является единственным в СНГ производителем перронных автобусов. МАЗ основной уклон делает на развитие газомоторного и электрического транспорта.

Концепция Smart City позволит сделать общественный транспорт более доступным и удобным. В 2025 году на рынок планируется выпустить газомоторные автобусы (КПГ, СПГ) третьего поколения (МАЗ-303), в 2026 году – автобус среднего класса МАЗ-306. Затем – автобусы и электробусы особо большого класса МАЗ-305.

С 2027 года планируется полностью отказаться от выпуска автобусов второго поколения. В качестве двигателей для автобусов МАЗ планируется использовать продукцию Ярославского моторного завода. Продукция МАЗа может быть допущена к российским программам поддержки, МАЗ готов участвовать в обновлении подвижного состава РФ. В 1 квартале 2025 года планируется запустить новый производственный цех, в котором будут производиться автобусы, троллейбусы и электробусы третьего поколения.

12.15 Наталья Плетникова, ГК «Современные транспортные технологии» напомнила, что в основе пассажирских перевозок – человек, и всё делается ради человека. Термин «пассажир» необходимо заменять термином «человек». Разговор пойдёт о трёх группах людей, нуждающихся в индивидуальном подходе.

  • Первая – маломобильные люди. Возможность воспользоваться транспортом есть не у всех. Программы социального такси ограничены по распространению в регионах и недоступны по финансам.
  • Второе направление – туристические группы. Поддерживается формирование парка больших автобусов, организованных групп. Большинство туристов не готовы путешествовать с большим количеством незнакомых людей. Транспорт для малых туристических групп, индивидуальных и маломобильных туристов не в фокусе внимание.
  • Третья группа – малые города с численностью населения не более 50 тыс. жителей и сельские направления, они тоже не в фокусе.

Для маломобильных пассажиров необходимо разработать нормативы расчёта обеспечения регионов специализированным транспортом и отдельные квоты под обеспечение регионов спецтранспортом для использования в качестве социального такси (муниципального и коммерческого).

Для туризма нужна разработка и реализация долгосрочной программы субсидирования приобретения малых туристических автобусов и электробусов.
Для малых городов и сельских территорий требуется разработка и реализация долгосрочной программы субсидирования расширения и обновления автобусного парка. 

12.25 Максим Каров, директор департамента маркетинга ЛиАЗ, ПАЗ, КАВЗ, отметил, что транспортная отрасль живёт в парадигме двух мероприятий.

  • Первое – прошедший в августе 2023 года Госсовет по транспорту.
  • Второе – федеральный проект «Развитие общественного транспорта», начинающий работу с 2025 года.

За это время произошла трансформация задач обновления пассажирского транспорта. Вместо 57 тыс. автобусов необходимо обновить только 30 тысяч, вместо ежегодного снижения среднего возраста парка – 85% парка в пределах нормативного срока эксплуатации.

На регулярных перевозках работает 135 тыс. автобусов, которые перевозят 10 млрд пассажиров. 115 тыс. автобусов должны быть в нормативном сроке. При этом что такое нормативный срок – нигде не утверждено, кроме рекомендаций производителей. «Группа ГАЗ» проанализировала весь рынок автобусов с 2012 года. 

В начале периода соотношение российских и зарубежных автобусов было 78/22, затем изменилось до 94/6, сейчас 80/20. 

К 2024 году произошла серьёзная специализация: рынок кардинально разделился на городские и междугородные перевозки, а доля универсальных автобусов сократилась до 30%. Доля б/у автобусов, поступающих в Россию, сократилась в обновлении парка с 7%: практически до нуля. 

Для развития отрасли нужен НИОКР, создание новых моделей на унифицированной базе. Состав автобусов за 10 лет кардинально изменился: добавилась телематика, климат-контроль, оплата проезда, подсчёт пассажиропотоков. Разница между новыми автобусами в 2012 и 2024 году колоссальная.

Несмотря на всё многообразие, необходимо работать над двумя стандартами: едином стандарте транспортных средств, которые будут поставляться в рамках федеральных программ, и муниципальном стандарте городских агломераций. 

Качество автобусов усложняется, от контрактов жизненного цикла в будущем уйти не удастся, своими силами предприятия уже не смогут поддерживать автобусы. Сейчас «Группа ГАЗ» в Москве и Московской области реализует 14 контрактов жизненного цикла в 15 автопарках с 4500 автобусами. ЯМЗ-535 и ЯМЗ-537 с увеличенной мощностью придут на смену двигателям ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536.
Новая платформа CITYMAX может комплектоваться агрегатами различных производителей.

Единый стандарт транспортного средства должен быть согласован с субъектами РФ и производителями, носить обязательный статус и долгосрочный характер. В ближайшее время «Группа ГАЗ» выведет на рынок дизельный микроавтобус ГАЗель CITYMAX 8.

12.35 Небольшая дискуссия по стандарту.

Максим Каров отметил, что идёт речь не о законодательном, а рекомендательном нормативном сроке использования техники, иначе его вообще не измерить. Нормативный срок должен быть разным в зависимости от типоразмера («большие автобусы служат дольше»). К 2030 году парк должен быть на 85% в пределах нормативного срока. Если взять срок 10 лет, из 1000 условных автобусов не менее 850 должны иметь возраст не старше 10 лет. 

Самым эффективным путём Максим Каров видит брутто-контракт: оплата транспортной работы с исключением наличных средств из системы перевозок. Администрация оплачивает транспортную работу, и во многих городах этот процесс уже организован. Иного пути обеления отрасли нет. Если контракт на транспортную работу будет сформирован в 2025-2026 году, то в 2030 году эти автобусы попадут в нормативный срок службы.

12.45 Александр Клубачук, представитель дилера Golgen Dragon рассказал, что после введения санкций большая часть туристического потока стала замыкаться в России. Основная группа туристических автобусов была китайского производства. Компания запустила собственные автобусные маршруты, работают 50 автобусов. Это направление будет наращиваться дальше. Единственное направление, которое нормально живёт в рамках коммерции – это туристические перевозки.

Начались вопросы из зала. Представитель транспортного предприятия Перми. С текущей ключевой ставкой практически невозможно приобретать новую технику в коммерческий лизинг. Есть ли льготные программы от заводов? Представитель МАЗа отметила, что в Беларуси действует госпрограмма поддержки лизинга. Белорусская сторона субсидирует 2/3 ключевой ставки. Наталья Плетникова отметила, что существуют предложения, позволяющие снизить расходы на этапе покупки: программы разрабатываются под текущую ситуацию на рынке.

Вопрос из зала. Какую часть субсидий на приобретение техники предусматривают дилеры? Наталья Плетникова отметила, что первым делом нужно оценить потребность по транспорту. Например, в случае со скорой помощью есть нормативы обеспечения на численность населения. Нужно оценить и составить программу. Касаемо туристических автобусов тоже следует оценить парк. Решения не должны быть тяжёлыми для регионов.

Вопрос из зала о технологическом суверенитете тормозных систем – ABS, IBS.

Ответ Дениса Загарина: бывшие российские дилеры западных поставщиков уже предлагают решения. У МАЗа есть собственный производитель «Этран», его продукция ставится на заводскую технику.

Сессия закончена.


Подробности: http://tr.ru/news/5742-urbantrans-2024-razvitie-passazhirskogo-transporta-tekstovaya-onlayn-translyaciya

Возврат к списку