12.00 Началась панельная сессия: «Развитие пассажирского транспорта РФ до 2035 года».
Модератор — Денис Загарин, директор Центра испытаний, ФГУП «НАМИ».
Выступает Оксана Михеева, заместитель директора по маркетингу Минского автомобильного завода. МАЗ имеет большие компетенции в производстве пассажирского транспорта. Им завод занимается 30 последних лет.
В России работает более 13 тыс. автобусов МАЗ. Завод делал анализ рынка подвижного состава России. В обновлении нуждается более 65 тыс. единиц транспорта. Направление обновления подвижного состава обозначены в национальных целях Российской Федерации. Техника МАЗ интегрируется для реализации этих целей – предоставляется широкий модельный ряд среднего, большого и особо большого класса. В прошлом году на рынок выпущен туристический автобус. Также МАЗ является единственным в СНГ производителем перронных автобусов. МАЗ основной уклон делает на развитие газомоторного и электрического транспорта.
Концепция Smart City позволит сделать общественный транспорт более доступным и удобным. В 2025 году на рынок планируется выпустить газомоторные автобусы (КПГ, СПГ) третьего поколения (МАЗ-303), в 2026 году – автобус среднего класса МАЗ-306. Затем – автобусы и электробусы особо большого класса МАЗ-305.
С 2027 года планируется полностью отказаться от выпуска автобусов второго поколения. В качестве двигателей для автобусов МАЗ планируется использовать продукцию Ярославского моторного завода. Продукция МАЗа может быть допущена к российским программам поддержки, МАЗ готов участвовать в обновлении подвижного состава РФ. В 1 квартале 2025 года планируется запустить новый производственный цех, в котором будут производиться автобусы, троллейбусы и электробусы третьего поколения.
12.15 Наталья Плетникова, ГК «Современные транспортные технологии» напомнила, что в основе пассажирских перевозок – человек, и всё делается ради человека. Термин «пассажир» необходимо заменять термином «человек». Разговор пойдёт о трёх группах людей, нуждающихся в индивидуальном подходе.
Для маломобильных пассажиров необходимо разработать нормативы расчёта обеспечения регионов специализированным транспортом и отдельные квоты под обеспечение регионов спецтранспортом для использования в качестве социального такси (муниципального и коммерческого).
Для туризма нужна разработка и реализация долгосрочной программы субсидирования приобретения малых туристических автобусов и электробусов.
Для малых городов и сельских территорий требуется разработка и реализация долгосрочной программы субсидирования расширения и обновления автобусного парка.
12.25 Максим Каров, директор департамента маркетинга ЛиАЗ, ПАЗ, КАВЗ, отметил, что транспортная отрасль живёт в парадигме двух мероприятий.
За это время произошла трансформация задач обновления пассажирского транспорта. Вместо 57 тыс. автобусов необходимо обновить только 30 тысяч, вместо ежегодного снижения среднего возраста парка – 85% парка в пределах нормативного срока эксплуатации.
На регулярных перевозках работает 135 тыс. автобусов, которые перевозят 10 млрд пассажиров. 115 тыс. автобусов должны быть в нормативном сроке. При этом что такое нормативный срок – нигде не утверждено, кроме рекомендаций производителей. «Группа ГАЗ» проанализировала весь рынок автобусов с 2012 года.
В начале периода соотношение российских и зарубежных автобусов было 78/22, затем изменилось до 94/6, сейчас 80/20.
К 2024 году произошла серьёзная специализация: рынок кардинально разделился на городские и междугородные перевозки, а доля универсальных автобусов сократилась до 30%. Доля б/у автобусов, поступающих в Россию, сократилась в обновлении парка с 7%: практически до нуля.
Для развития отрасли нужен НИОКР, создание новых моделей на унифицированной базе. Состав автобусов за 10 лет кардинально изменился: добавилась телематика, климат-контроль, оплата проезда, подсчёт пассажиропотоков. Разница между новыми автобусами в 2012 и 2024 году колоссальная.
Несмотря на всё многообразие, необходимо работать над двумя стандартами: едином стандарте транспортных средств, которые будут поставляться в рамках федеральных программ, и муниципальном стандарте городских агломераций.
Качество автобусов усложняется, от контрактов жизненного цикла в будущем уйти не удастся, своими силами предприятия уже не смогут поддерживать автобусы. Сейчас «Группа ГАЗ» в Москве и Московской области реализует 14 контрактов жизненного цикла в 15 автопарках с 4500 автобусами. ЯМЗ-535 и ЯМЗ-537 с увеличенной мощностью придут на смену двигателям ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536.
Новая платформа CITYMAX может комплектоваться агрегатами различных производителей.
Единый стандарт транспортного средства должен быть согласован с субъектами РФ и производителями, носить обязательный статус и долгосрочный характер. В ближайшее время «Группа ГАЗ» выведет на рынок дизельный микроавтобус ГАЗель CITYMAX 8.
12.35 Небольшая дискуссия по стандарту.
Максим Каров отметил, что идёт речь не о законодательном, а рекомендательном нормативном сроке использования техники, иначе его вообще не измерить. Нормативный срок должен быть разным в зависимости от типоразмера («большие автобусы служат дольше»). К 2030 году парк должен быть на 85% в пределах нормативного срока. Если взять срок 10 лет, из 1000 условных автобусов не менее 850 должны иметь возраст не старше 10 лет.
Самым эффективным путём Максим Каров видит брутто-контракт: оплата транспортной работы с исключением наличных средств из системы перевозок. Администрация оплачивает транспортную работу, и во многих городах этот процесс уже организован. Иного пути обеления отрасли нет. Если контракт на транспортную работу будет сформирован в 2025-2026 году, то в 2030 году эти автобусы попадут в нормативный срок службы.
12.45 Александр Клубачук, представитель дилера Golgen Dragon рассказал, что после введения санкций большая часть туристического потока стала замыкаться в России. Основная группа туристических автобусов была китайского производства. Компания запустила собственные автобусные маршруты, работают 50 автобусов. Это направление будет наращиваться дальше. Единственное направление, которое нормально живёт в рамках коммерции – это туристические перевозки.
Начались вопросы из зала. Представитель транспортного предприятия Перми. С текущей ключевой ставкой практически невозможно приобретать новую технику в коммерческий лизинг. Есть ли льготные программы от заводов? Представитель МАЗа отметила, что в Беларуси действует госпрограмма поддержки лизинга. Белорусская сторона субсидирует 2/3 ключевой ставки. Наталья Плетникова отметила, что существуют предложения, позволяющие снизить расходы на этапе покупки: программы разрабатываются под текущую ситуацию на рынке.
Вопрос из зала. Какую часть субсидий на приобретение техники предусматривают дилеры? Наталья Плетникова отметила, что первым делом нужно оценить потребность по транспорту. Например, в случае со скорой помощью есть нормативы обеспечения на численность населения. Нужно оценить и составить программу. Касаемо туристических автобусов тоже следует оценить парк. Решения не должны быть тяжёлыми для регионов.
Вопрос из зала о технологическом суверенитете тормозных систем – ABS, IBS.
Ответ Дениса Загарина: бывшие российские дилеры западных поставщиков уже предлагают решения. У МАЗа есть собственный производитель «Этран», его продукция ставится на заводскую технику.
Сессия закончена.